Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до

Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до
Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до
Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до
Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до


ОДМ 218.2.017-2011

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "РОСДОРНИИ"
     

2 ВНЕСЕН Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог и Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации
     

3 ИЗДАН распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от ____ N ___
_______________
      См. ярлык "Примечания".
     

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
     

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
     
     

1 Область применения


     ОДМ является документом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
     
     Настоящие рекомендации распространяются на проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения (НИД) на территории Российской Федерации (автомобильные дороги регионального, межмуниципального и местного значения; частные, как общего, так и не общего пользования). Рекомендации предназначаются для применения в практической деятельности территориальными органами управления автомобильными дорогами, органами местного самоуправления, собственниками частных автомобильных дорог, проектными организациями при подготовке проектной документации, дорожно-строительными организациями, осуществляющими строительство и эксплуатацию автомобильных дорог с НИД.
     
     

2 Нормативные ссылки


     В настоящих Рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие документы:
     
     ГОСТ 17.4.3.02-85 Требования к охране плодородного слоя при производстве земляных работ.
     
     ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель.
     
     ГОСТ 21.1001-2009 Система проектной документации для строительства. Общие положения.
________________
      Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 21.1001-2009. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     ГОСТ 450-77. Кальций хлористый технический. Технические условия.
     
     ГОСТ 2544-76. Вяжущие вещества известковосодержащие гидравлические.
________________
      На территории Российской Федерации документ не действует, здесь и далее по тексту. Продукция ограниченного выпуска (ИУС 12-87). - Примечание изготовителя базы данных.
     
     ГОСТ 3344-83. Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия.
     
     ГОСТ 3476-74. Шлаки доменные и электротермофосфорные гранулированные для производства цементов.
     
     ГОСТ 3808.1-80. Пиломатериалы хвойных пород. Атмосферная сушка и хранение.
     
     ГОСТ 6848-79. Диспергатор НФ технический. Технические условия.
     
     ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
     
     ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия.
     
     ГОСТ 8736-93. Песок для строительных работ. Технические условия.
     
     ГОСТ 9128-2009. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
     
     ГОСТ 9179-77. Известь строительная. Технические условия.
     
     ГОСТ 9463-88 (СТ СЭВ 1144-78). Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия.
     
     ГОСТ 10060.1-95. Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости. Общие требования.
     
     ГОСТ 10060.2-95. Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании.
     
     ГОСТ 10178-85. Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.
     
     ГОСТ 10180-90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.
     

ГОСТ 10296-79. Изол. Технические условия.
     
     ГОСТ 10354-82. Пленка полиэтиленовая. Технические условия.
     

ГОСТ 10834-76. Жидкость гидрофобизирующая 136-41. Технические условия.
     
     ГОСТ 11955-82. Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия.
     
     ГОСТ 14231-88. Смолы карбамидоформальдегидные. Технические условия.
     
     ГОСТ 16557-2005. Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия.
________________
      На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52129-2003, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
         
     ГОСТ 18659-2005. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия.
________________
      На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52128-2003, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
          
     ГОСТ 19906-74. Нитрит натрия технический. Технические условия.
     
     ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.
     
     ГОСТ 22266-94. Цементы сульфатостойкие. Технические условия.
     
     ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.
     
     ГОСТ 23558-94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
     
     ГОСТ 23732-79. Вода для бетонов и растворов. Технические условия.
________________
      На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 23732-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     ГОСТ 24211-2008. Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия.
     
     ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.
     
     ГОСТ 25192-82. Бетоны. Классификация и общие технические требования.
     
     ГОСТ 25592-91. Смеси золошлаковые тепловых электростанций для бетонов. Технические условия.
     
     ГОСТ 25607-2009. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия.
     
     ГОСТ 26633-91. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.
     
     ГОСТ 27006-86. Бетоны. Правила подбора состава.
     

ГОСТ 30491-97. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
     
     ГОСТ Р 22.6.01-95 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования.
     
     ГОСТ Р 50418-92. Силикат натрия растворимый. Технические условия.
     
     ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Госстандарт.
     
     ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
     
     ГОСТ Р 53238-2008 Материалы геотекстильные. Метод определения характеристик пор.
     
     ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.
     
     ГОСТ Р 51574-2000. Соль поваренная пищевая. Техническая условия.
     
     ГОСТ Р 52608-2006 Материалы геотекстильные. Методы определения водопроницаемости.
     
     ГОСТ Р 52748-2007 Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения.
     
     СП 32-101-95 Проектирование и устройство фундаментов опор мостов в районах распространения вечномерзлых грунтов.
     
     СП 32-101-2003 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).
________________
      Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     Примечание - При пользовании настоящим ОДМ следует проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты" и по соответствующим информационным указателям. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом.
     
     

3 Термины и определения


     В настоящих методических рекомендациях приведены следующие термины с соответствующими определениями:
     

1 автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения (НИД): Автомобильные дороги со среднегодовой суточной интенсивностью движения не более 400 авт. в сутки, предназначаются для распределения движения потоков автомобилей и обеспечения подъездов.
     

2 автомобильные дороги категории IVA-p, IVA-п: Двухполосные автомобильные дороги, предназначенные для различных целей, по которым транспортные средства двигаются во встречном направлении без снижения скорости.
     

3 автомобильные дороги категории IVБ-p, IVБ-п: Двухполосные дороги, служащие преимущественно для местного доступа, на которых движущиеся во встречном направлении грузовые автомобили снижают скорость движения, а легковые автомобили разъезжаются со встречным грузовым автомобилем без снижения скорости.
     

4 автомобильные дороги категории VA: Автомобильные дороги с одной полосой движения, служащие для местного доступа, на которых любые движущиеся во встречном направлении транспортные средства совершают специальный разъездной маневр.
     

5 автомобильные дороги категории VБ: Автомобильные дороги с одной полосой движения, служащие для местного доступа, на которых любые движущиеся во встречном направлении транспортные средства совершают специальный разъездной маневр. При выборе основных параметров дороги исходят из минимальных суммарных строительных и транспортно-эксплуатационных затрат при ограничении скорости движения транспортного средства.
     

6 карман, разъезд: Площадка трапецеидальной формы в плане, пристроенная соответственно с одной или двух сторон к автомобильной дороге с одной полосой движения и предназначенная для кратковременного размещения автомобиля, пропускающего встречные автомобили.
     

7 назначение автомобильных дорог с НИД: Система группировки отдельных дорог, в соответствии с их функциями, условиями движения и целями, которым они служат.
     

8 подъезды: Автомобильные дороги, предназначенные для обеспечения транспортной связи от автомобильных дорог общего пользования (в том числе распределительных) до завершающей или начальной точки поездки.
     

9 распределительные автомобильные дороги: Автомобильные дороги, обеспечивающие связь между подъездами и ближайшей автомобильной дорогой общего пользования.
     
     

4 Основные положения

4.1 Отраслевой дорожный методический документ "Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения" развивает отдельные положения документов более высокого уровня ГОСТ Р 52398 "Классификация автомобильных дорог", ГОСТ Р 52399 "Геометрические элементы автомобильных дорог", СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" [1] и другой нормативно-технической документации в части дорог IV, V категорий, имеющих среднегодовую суточную интенсивность движения не более 400 авт./сут.
     

4.2 При проектировании и строительстве автомобильных дорог с НИД выделяют два подхода к проектированию:
     
     - автомобильные дороги с среднегодовой суточной интенсивностью движения не менее 50 авт./сут проектируют, строят и содержат таким образом, чтобы транспортные средства могли двигаться с расчетной скоростью;
     
     - для автомобильных дорог с низкой среднегодовой суточной интенсивностью движения, менее, чем 50 авт./сут, основные параметры дороги назначают из минимальных строительных и эксплуатационных затрат для обеспечения надежного проезда в любое время года, даже если скорость движения будет ограничена.
     
     

5 Проектирование дорог с низкой интенсивностью движения 5.1 Назначение дорог с НИД

5.1.1 По своему назначению автомобильные дороги с НИД подразделяют на распределительные дороги с малой интенсивностью движения и подъезды [2].
     

5.1.2 При среднегодовой суточной интенсивности движения не более 400 авт./сут к автомобильным дорогам с НИД относят дороги IV и V категории.
     

5.1.3 Категории автомобильных дорог с НИД принимают с учетом назначения автомобильной дорогой и среднегодовой суточной интенсивностью движения по ней за последний год перспективного периода. Критерии для назначения категории автомобильных дорог с НИД представлены в таблице 1 [2].
     
     
Таблица 1 - Категории автомобильных дорог с НИД
     

Назначение автомобильных дорог с НИД

Основные транспортные средства, движущиеся по автодороге

Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут

Категория дороги с НИД

Распределительные

Распределительные с малой интенсивностью, обеспечивают связь

Все типы

50-400

IVA-p

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 50

IVБ-p

Подъезды

Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, жилым районам, малым транспортным терминалам

Легковые автомобили, автобусы, транспортные средства служб сервиса, аварийных и спасательных служб

100-400

IVБ-п

50-99

VA

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 50

Подъезды к фермам

Легковые автомобили, легкие грузовики, автобусы, тяжелые грузовики и сельхозтехника

100-400

IVA-п

50-99

VA

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 50

Подъезды к промышленным предприятиям

Тяжелые грузовики, автобусы, легковые автомобили

100-400

IVA-п

50-99

VA

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 50

Подъезды к месторождениям полезных ископаемых

Тяжелые грузовики, автобусы

100-400

IVA-п

50-99

VA

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 50

Подъезды к сельскохозяйственным угодьям

Сельхозтехника

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 50

Подъезды к рекреационным зонам

Легковые автомобили, прицепы к ним, автокемпинги (сезонно)

100-400

IVБ-п

50-99

VA

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 50


     

5.1.4 По числу полос движения автомобильные дороги с НИД подразделяют на автомобильные дороги с двумя и с одной полосой движения.
     
     Для дорог с НИД число полос движения определяют исходя из среднегодовой суточной интенсивности движения.
     
     Дороги с одной полосой движения (однополосные дороги) проектируют при среднегодовой суточной интенсивности движения менее 100 авт./сутки (кроме распределительных дорог).
     

5.1.5 Одним из основных параметров автомобильных дорог с НИД, на которых в зависимости от их назначения состав движения может существенно отличаться, является расчетное транспортное средство, имеющее свои габариты, эксплуатационные и динамические характеристики.
     
     Назначение расчетного транспортного средства определяют на основе данных экономических изысканий исходя из условия, что каждое расчетное транспортное средство на соответствующей категории составляет не менее 10% среди транспортных средств, которые будут осуществлять движение по данной дороге. Рекомендуемые расчетные типы транспортных средств для назначения геометрических параметров различных категорий даны в таблице 2.
     
     
Таблица 2 - Расчетные типы транспортных средств
     

Назначение автомобильных дорог с НИД

Основные транспортные средства, пользующиеся автодорогой

Категория дороги с НИД

Тип расчетного транспортного средства для назначения геометрических параметров

Распределительные

Распределительные с малой интенсивностью, обеспечивают связь между подъездами и дорогами более высоких категорий

Все типы

IVA-p

Легковой автомобиль или тяжелый грузовой (не менее 10% в составе движения)

IVБ-p

Легковой автомобиль или тяжелый грузовой (не менее 10% в составе движения)

Подъезды

Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, жилым районам, малым транспортным терминалам

Легковые автомобили, автобусы, транспортные средства служб сервиса, аварийных и спасательных служб

IVБ-п

Грузовой автомобиль или автобус (не менее 10% в составе движения)

VA

Легковой автомобиль

Легковой автомобиль

Подъезды к фермам

Легковые автомобили, легкие грузовики, автобусы, редко

IVA-п

Грузовой автомобиль

VA

Грузовой автомобиль


Грузовой автомобиль

Подъезды к промышленным предприятиям

Тяжелые грузовики, автобусы, легковые автомобили

IVA-п

Автопоезд с полуприцепом

VA

Автопоезд с полуприцепом


Автопоезд с полуприцепом

Подъезды к месторождениям полезных ископаемых

Тяжелые грузовики, автобусы

IVA-п

Тяжелый грузовой

VA

Тяжелый грузовой

Тяжелый грузовой

Подъезды к сельскохозяйственным угодьям

Сельхозтехника

Средний грузовой, (зерноуборочная машина)

Подъезды к рекреационным зонам

Легковые автомобили, прицепы к ним, автокемпинги (сезонно)

IVБ-п

Дом на колесах

VA

Легковой автомобиль

Легковой автомобиль


     

5.2 Расчетные скорости и нагрузки

5.2.1 Под расчетной скоростью понимают максимально возможную скорость движения одиночного автомобиля (при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части) на отдельных наиболее неблагоприятных участках трассы, запроектированных с предельно допустимыми значениями геометрических элементов дороги.
     

5.2.2 По характеру рельефа различают три возможных типа местности:
     
     - равнинная местность - местность с уклонами, не превышающими 1:20 или меньшими на протяжении не менее 500 м. Расстояние видимости по условиям рельефа в плане и продольном профиле достаточно большое и может быть обеспечено без особых сложностей и строительных затрат;
     
     - пересеченная местность - местность с уклонами, в пределах от 1:20 до 1:3 на протяжении не менее 500 м. Естественные уклоны местности превышают уклоны, допустимые для дороги и для обеспечения допустимых параметров в плане и профиле проектируемой автомобильной дороги и требуют устройства насыпей и выемок;
     
     - горная местность - местность с уклонами, которые могут превышать 1:3 на протяжении не менее 500 м. Наклоны поверхности склонов по отношению к поперечному сечению и продольному профилю дороги достаточно крутые, требующие ступенчатой разработки для размещения насыпи.
     

5.2.3 Значения расчетных скоростей движения принимают в зависимости от назначения проектируемой автомобильной дороги и рельефа местности по таблице 3.
     
     
Таблица 3 - Расчетные скорости для проектирования автомобильных дорог
     

Назначение автомобильных дорог с НИД

Категория дороги

Категория рельефа

Равнинный

Пересеченный

Горный

Расчетная скорость, км/ч

1

2

3

4

5

Распределительные

IVA-p

80

50

30

IVБ-p

60

40

30

Подъезды

IVA-п

70

50

30

IVБ-п

60 (50)

40

30

VA

50 (40)

40 (30)

30 (20)


40 (30)

30

30 (20)


30 (20)

30 (20)

30 (20)

Примечания
1 - для подъездов к реакреационным зонам;
2 - для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых;
3 - для подъездов к сельскохозяйственным угодиям, в скобках скорости 20 км/час при расчетном автомобиле - зерноуборочная машина.


     

5.2.4 На основании принятой расчетной скорости определяют минимально допустимые значения основных геометрических элементов плана и продольного профиля проектируемой автомобильной дороги в том числе:
     
     - минимальные радиусы кривых в плане;
     
     - минимальные длины переходных кривых;
     
     - максимальные продольные уклоны;
     
     - минимальные радиусы выпуклых и вогнутых кривых;
     
     - минимальное расстояние видимости из условия остановки, движения встречного автомобиля.
     

5.2.5 Расчетную скорость не изменяют на протяженных, смежных участках проектируемой автомобильной дороги, в пределах единого типа местности, чтобы все геометрические элементы проектируемой автомобильной дороги, на всем её протяжении, воспринимались водителями, как неизменные.
     

5.2.6 Смена расчетной скорости на проектируемой автомобильной дороге происходит только в случаях резкого изменения рельефа местности, а также по инженерным, экономическим, экологическим и другим соображениям.
     
     При этом переход осуществляют постепенно, с согласованием изменения фактических скоростей движения на смежных участках трассы по коэффициенту безопасности.
     
     

5.3 Основные элементы дорог. Геометрические параметры дорог

5.3.1 Тип поперечного профиля принимают с учетом назначения и категории проектируемой автомобильной дороги с НИД, состава и интенсивности движения автомобилей, количества пешеходов и велосипедистов, рельефа прилегающих территорий.
     

5.3.2 При проектировании поперечного профиля принимают размеры основных элементов в зависимости от категории автомобильных дорог с НИД (таблица 4).
     
     
Таблица 4 - Размеры элементов типового поперечного профиля автомобильных дорог с НИД
     

Параметры элементов дорог

Автомобильные дороги с НИД

Распределительные

Подъезды

IVA-p

IVБ-p

IVA-п, IVБ-п

VA

Общее число полос движения

2

2

2

1

1

1

Ширина полосы движения, м

3,0

3,0

3,0

4,5

4,5

4,5 (6,0)

Ширина краевой полосы у обочины, м

0,5

0,25

0,25

-

-

-

Ширина укрепленной части обочины, м

1,0

0,75

0,75

-

-

-

Наименьшая ширина грунтовой части обочины без ограждений

0,5

0,5

0,5

-

-

-

Наименьшая ширина грунтовой части обочины с ограждениями

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004

Полная ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений, м

2,0

1,5

1,5

1,5

1,5 (1,0)

1,0

Ширина земляного полотна, м

10,0

9,0

9,0

7,5

7,5 (6,5)

6,5 (8,0)

Примечания
1 - для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых;
2 - для подъездов к сельскохозяйственным угодьям;
3 - при расчетном автомобиле зерноуборочная машина.
4 В ширину обочины входят: краевая полоса, укрепленная часть обочины, ширина полосы для установки ограждения, грунтовая часть.
5 Наименьшую ширину грунтовой части обочины с ограждениями устанавливают по ГОСТ Р 52289-2004.
6 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, на участках, в населенных пунктах, а также в местах с переходно-скоростными полосами и разъездами, при соответствующем технико-экономическом обосновании, с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения, уменьшают до 1,0 м без учета ограждений.
7 Ширина обочин, используемых для пешеходного и велосипедного движения, определяют с учетом п.5.6.4.
8 Переходно-скоростные полосы устраивают только для дорог IVA-p категории при соответствующем технико-экономическом обосновании.


     

5.3.3 Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД вне населенных пунктов при отсутствии дорожных ограждений соответствуют профилям, приведенным на рисунке 1.

Рисунок 1 - Типовые поперечные профили автомобильных дорог

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


а) Поперечные профили распределительных автомобильных дорог IV А-р категории

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


б) Поперечные профили распределительных автомобильных дорог IVБ-p категории и подъездов IVA-п и IVБ-п категорий

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


в) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог VA и VБ (кроме подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых) категорий

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


г) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог VБ категорий (подъезды к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых, кроме подъездов к сельскохозяйственным угодьям)

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


д) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог VБ категорий для подъездов к сельскохозяйственным угодьям
где ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины, ОБ - обочина, УО - укрепленная часть обочины, ГО - ширина грунтовой части обочины. Размеры геометрических элементов даны в метрах.
Рисунок 1 - Типовые поперечные профили автомобильных дорог

5.3.4 Проезжая часть
     

5.3.4.1 Для отвода воды с проезжей части устраивают двускатный поперечный профиль на прямолинейных участках и, как правило, на кривых в плане радиусами не менее 400 м.
     

5.3.4.2 На однополосных автомобильных дорогах категории VA и VБ, проходящих по прямолинейным участкам по косогорной местности, допускают устройство односкатного поперечного профиля по направлению стока поверхностных вод по уклону рельефа.
     

5.3.4.3 Поперечные уклоны проезжей части и краевых полос (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривают устройство виражей) на дорогах с НИД назначают по таблице 5.
     
     
Таблица 5 - Поперечные уклоны проезжей части
     

Вид покрытия

Поперечный уклон, ‰

Цементобетонные монолитные, железобетонные сборные, асфальтобетонные

15-20

Из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими

20-25

Низшие типы покрытия из гравия и щебня

25-30

Низшие типы покрытия из грунтов, укрепленных местными материалами

30-40

Примечание - Меньшие значения соответствуют I и V дорожно-климатическим зонам.


     

5.3.4.4 На кривых в плане с радиусами менее 400 м предусматривают проезжую часть с односкатным поперечным профилем. Рекомендуемые поперечные уклоны проезжей части на виражах на дорогах с малой интенсивностью 40‰. Поперечные уклоны виража при принятых радиусах горизонтальных кривых определяют по методике, приведенной в Приложении А.
     

5.3.4.5 Переход от двухскатного профиля дороги к односкатному осуществляют на протяжении переходной кривой.
     

5.3.4.6 Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части рассчитывают по формуле (1).
     

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации , (1)


где: ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации - дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части;
     
     ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации - ширина проезжей части, м;
     
     ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации - уклон виража;
     
     ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации - длина отгона виража , м.
     
     Длину отгона виража принимают равной длине переходной кривой, определяемой по таблице 6.
     
     
Таблица 6 - Наименьшая длина переходных кривых в зависимости от расчетной скорости
     

Радиус круговой кривой, м

Наименьшая длина переходной кривой, м, при расчетной скорости, км/час

80

70

60

50

40

30

1000

45

30

30

20

15

10

800

45

30

30

20

15

10

600

45

40

30

20

15

10

500

55

40

30

20

15

10

400

70

45

30

20

15

10

350

80

55

35

20

15

10

300

90

60

40

20

15

10

250

75

45

30

15

10

200

90

60

35

20

10

150

80

45

20

10

125

90

55

30

15

100

70

35

15

80

40

20

60

55

25

50

70

30

40

35

30

50


     
     Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону на участках отгона виража не превышает для дорог:
     
     - в равнинной местности - 10‰;
     
     - в горной местности - 20‰.
     

5.3.4.7 На радиусах кривых в плане 400 м и менее в соответствии с таблицей 6 предусматривают уширения проезжей части с внутренней стороны за счет обочин, с тем, чтобы ширина обочины была не менее 1,0 м для всех категорий дорог.
     
     Целесообразность применения кривых с уширением проезжей части более двух метров (таблица 7) обосновывают в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройства таких уширений.
     
     
Таблица 7 - Уширения проезжей части на закруглениях
     

Радиусы кривых в плане, м

Величина уширения одной полосы движения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м

8 или менее для автомобилей и 11 и менее для автопоездов

13

15

18

20 и более

400

0,2

300

0,2

0,4

250

0,2

0,3

0,6

200

0,3

0,5

0,7

170

0,2

0,3

0,6

0,9

150

0,3

0,4

0,8

1,10

125

0,2

0,4

0,6

1,0

1,4

100

0,3

0,5

0,8

1,3

1,7

90

0,4

0,6

0,9

1,5

1,9 (0,2)

80

0,5

0,8

1,10

1,7

2,2 (0,4)

70

0,6

0,9

1,3

2,0 (0,2)

2,6 (0,8)

60

0,7

1,1

1,6

2,4 (0,6)

3,0 (1,3)

50

0,9

1,4

1,90 (0,2)

2,9 (1,2)

3,7 (1,9)

40

1,20

1,8 (0,2)

2,5 (0,8)

3,7 (2,0)

30

1,70

2,5 (0,8)

3,4 (1,7)

20

2,7 (1,0)

3,9 (2,20)

5,3 (2,2)

15

(2,0)

Примечание - В скобках приведены величины уширения для однополосной проезжей части,
- уширения более двух метров.


     

5.3.5 Обочина.
     

5.3.5.1 Обочины проектируют, как конструктивный элемент внешнего оформления проезжей части автомобильной дороги, обеспечивающий дренаж дорожной одежды и предупреждающий разрушения кромки проезжей части дороги.
     

5.3.5.2 Проектирование обочин осуществляют с учетом их назначения. По своему назначению обочины устраиваются для следующих целей:
     
     - создания большей зоны безопасности для потерявшего управления автомобиля и обеспечения психологической уверенности водителя;
     
     - аварийной остановки транспортных средств (для автомобильных дорог IVA-p категории);
     
     - установки защитных дорожных ограждений и направляющих устройств;
     
     - использования при уборке и временном хранении снега;
     
     - пешеходного и велосипедного движения (IVA-p, IVA-п и IVБ-p).
     

5.3.5.3 Минимальную ширину обочин для внегородских дорог назначают по таблице 4.
     

5.3.5.4 Краевую полосу устраивают по типу дорожной одежды проезжей части.
     

5.3.5.5 Укрепленная часть обочины за пределами краевой полосы на дорогах IVA-p и IVБ-p категории имеет дорожную одежду с покрытием из каменного материала. Прочность дорожной одежды на обочине назначают достаточной для недопущения остаточных деформаций от стоящего автомобиля.
     
     Для дорог VA и VБ категории обочины укрепляют тем же материалом, что и проезжую часть.
     

5.3.5.6 Поперечные уклоны обочин при двухскатном поперечном профиле принимают в зависимости от климатических условий и типа укрепления по таблице 8.
     
     
Таблица 8 - Поперечные уклоны обочин при двухскатном поперечном профиле
     

Тип укрепления обочины

Поперечный уклон, ‰

Гравием, щебнем, шлаком без обработки вяжущими или замощение каменными материалами и бетонными плитами

40...60

Дернование или засев трав

50...60

Примечание - Для районов с небольшим периодом снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, допускают уклон 50-80‰.


     

5.3.5.7 Поперечный уклон внешней обочины на вираже принимают равным уклону проезжей части дороги. Поперечный уклон внутренней обочины на вираже назначают равным или больше уклона обочины автомобильной дороги на прямолинейном участке.
     

5.3.5.8 Краевые полосы конструктивно относят к проезжей части, но не предусматривают, что они подвергаются наезду и воздействию транспортных средств. Краевые полосы служат боковым упором, предотвращающим повреждения кромки проезжей части при наезде на них и представляют собой внешнее обрамление проезжей части дороги.
     
     Вместо краевых полос может устраиваться бордюр с расположенными вдоль него с внутренней стороны водоотводными лотками.
     
     Ширину краевых полос в зависимости от категории дороги принимают по таблице 4.
     

5.3.5.9 Для предохранения обочин и откосов земляного полотна от размыва на участках дорог с продольными уклонами более 30‰, либо с насыпями высотой более 4 м, либо в местах вогнутых кривых в продольном профиле на дорогах с твердым покрытием предусматривают укрепление обочин каменным материалом на всю их ширину.
     
     

5.4 План и продольный профиль

5.4.1 Проектирование плана и продольного профиля дорог с НИД производят из условия обеспечения безопасности дорожного движения и минимизации затрат на строительство и эксплуатацию таких дорог. При проектировании плана обходят встречающиеся препятствия, ведущие к увеличению стоимости возведения земляного полотна. При проектировании продольного профиля используют грунт выемки с продольным перемещением в насыпь. Предусматривают поперечное перемещение грунта из резервов и канав в насыпь.
     

5.4.2 Минимальные радиусы горизонтальных кривых назначают, исходя из условий обеспечения:
     
     - устойчивости автомобиля на поворотах, при движении по автомобильной дороге с расчетной скоростью;
     
     - минимального расстояния видимости на горизонтальных кривых.
     
     Минимальные радиусы кривых в плане, обеспечивающие устойчивость расчетного автомобиля на повороте, рассчитывают по методике (Приложения А).
     

5.4.3 Значения минимальных радиусов горизонтальной кривой, обеспечивающие устойчивость расчетного автомобиля на отдельных наиболее неблагоприятных участках автомобильных дорог, без устройства виража и с устройством виража при различных расчетных скоростях приведены в таблице 9.
     
     
Таблица 9 - Минимальный радиус горизонтальной кривой
     

Расчетная скорость, км/час

Без устройства виража при двускатном поперечном профиле, м

При устройстве виража 40‰, м

1

2

3

20

15

-

30

40

30

40

75

50

50

130

85

60

200

125

70

290

185

80

380

265


     

5.4.4 Переходные кривые предусматривают на дорогах с НИД категорий IVA-p, IVБ-p, IVA-п, IVБ-п при радиусах кривых в плане 1000 м и менее, на дорогах с НИД категории VA, VБ при радиусах кривых в плане 400 м и менее. Рекомендуемое очертание переходной кривой - клотоида. В стесненных условиях переходная кривая может выполняться как коробовая кривая. Наименьшую длину переходных кривых принимают по таблице 6. Рекомендуемую длину переходных кривых принимают по таблице 11 СНиП 2.05.02-85 [1].
     

5.4.5 Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклонов 20‰ и более сопрягают кривыми.
     

5.4.6 Максимальные значения продольных уклонов для автомобильных дорог с НИД принимают по таблице 10.
     
     
Таблица 10 - Рекомендуемые максимальные продольные уклоны
     

Назначение автомобильных дорог с НИД

Категория дороги с НИД

Категория рельефа

Равнинный

Пересеченный

Горный

Продольные уклоны

1

2

3

4

5

Распределительные

IVA-p

60

80

100

IVБ-p

70

90

130

Подъезды

IVA-п

70

90 (80)

120 (90)

IVБ-п

70

100 (90)

130 (100)

VA

70

100

140 (100)


80

110

150 (110)


80

110 (90)

160 (90)

Примечания
1 - для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых;
2 - для подъездов к сельскохозяйственным угодьям (в скобках даны продольные уклоны для грунтовых дорог)


     

5.4.7 Для дорог, предназначенных для движения тяжелых грузовиков, не проектируют участки с затяжными уклонами. Предельную длину участка с затяжным уклоном принимают по таблице 11.
     
     
Таблица 11 - Предельная длина участка с затяжным уклоном
     

Рельеф местности

Продольный уклон, ‰

30

40

50

60

70

80

90

Предельная длина участка с затяжным уклоном, м

1

2

3

4

5

6

7

8

Равнинный и слабохолмистый

1200

600

400

300

250

200

150

Сильно пересеченный

-

1500

1200

700

500

400

350


     
     На длинных спусках дорог к промышленным предприятиям предусматривают устройство отводных полос движения, чтобы замедлить тяжелые транспортные средства с вышедшими из строя тормозными системами или потерявшими управление.
     

5.4.8 Расстояние видимости, минимальные радиусы вертикальных кривых.
     

5.4.8.1 Минимальное расстояние видимости по условию остановки обеспечивает видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,0 м от поверхности проезжей части.
     
     Минимальные расстояния видимости покрытия проезжей части по условию остановки приведены в таблице 12.
     
     
Таблица 12 - Минимальные расстояния видимости покрытия проезжей части по условию остановки
     

Расчетная скорость, км/час

Расстояние видимости по условию остановки, м

Подъем

Спуск

0

2%

4%

6%

-2%

-4%

-6%

20

15

15

15

15

15

15

15

30

25

25

25

25

25

30

30

40

40

40

35

35

40

40

45

50

55

55

50

50

55

60

65

60

75

70

70

65

75

80

85

70

95

90

85

85

100

105

110

80

120

115

110

105

125

130

140


     

5.4.8.2 Минимальные радиусы вертикальной выпуклой кривой, необходимые по условиям видимости покрытия проезжей части, приведены в таблице 13.
     
     
Таблица 13 - Минимальные радиусы выпуклых вертикальных кривых
     

Расчетная скорость, км/час

В исключительных случаях

Из условия обеспечения безопасности и удобства движения

Из условия обеспечения зрительной плавности и ясности дороги

Минимальное расстояние видимости, м

Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой, м

Минимальное расстояние видимости, м

Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой, м

Минимальное расстояние видимости, м

Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой, м

20

10

25

15

55

20

100

30

25

150

30

220

35

300

40

40

400

45

500

55

750

50

55

750

60

900

70

1200

60

80

1600

85

1800

115

3200

70

100

2500

110

3000

150

5500

80

125

3800

140

4800

175

7500

Примечание - - рекомендуются для однополосных дорог


     
     Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой рекомендуют принимать, если это возможно, из условия обеспечения зрительной плавности и ясности дороги, в то время как в качестве основных принимают значения из условия обеспечения безопасности и удобства движения.
     
     Минимальные радиусы вертикальных выпуклых кривых, применяемых в исключительных случаях, используют при проектировании дорог VБ категории.
     

5.4.8.3 Минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой принимают из условия воздействия центробежной силы, допускаемой по условиям самочувствия пассажиров и перегрузки рессор (см. таблицу 14).
     
     
Таблица 14 - Минимальный радиус вогнутых вертикальных кривых
     

Расчетная скорость, км/час

Минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой, м

По условиям видимости в свете фар

Минимальное расстояние видимости покрытия проезжей части, м

Рекомендуемый минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой, м

20

400 (150)

15

130

30

600 (200)

30

400

40

1000 (300)

45

730

50

1200 (400)

60

1100

60

1500 (600)

85

1700

70

1700 (800)

110

2400

80

2000 (1000)

140

3200

Примечание - в исключительных случаях


     
     Рекомендуемый минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой принимают из условия обеспечения видимости для остановки при движении автомобиля в темное время суток в свете фар с проектной скоростью. Возвышение фар над поверхностью покрытия принимают 0,6 м.
     

5.4.8.4 Минимальное расстояние видимости из условия обгона при проектировании плана и продольного профиля не учитывают, а его определяют для разработки раздела организации движения (для определения участков, где можно допустить обгон; при нанесении разметки по оси дороги) для автомобильных дорог категорий IVA-p, IVA-п, IVБ-p с монолитным покрытием. На указанных двухполосных дорогах минимальное расстояние видимости из условия обгона (ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации ) является суммой четырех расстояний, величины которых представлены в таблице 15.
     
     
Таблица 15 - Расстояние видимости из условия обгона при различных значениях скорости
     

Скорость, км/час

Расстояния, м

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации

Расстояние видимости при обгоне, ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации , м (с округлением)

50

41

142

30

97

310

60

49

171

30

97

350

70

63

214

55

130

460

80

71

244

55

130

500

Примечания

1 ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации - расстояние, пройденное обгоняющим автомобилем за время принятия решения о начале маневра обгона и начала ускорения до выезда на встречную полосу;
2 ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации - расстояние, пройденное обгоняющим автомобилем при маневре обгоне;
3 ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации - расстояние между обгоняющим и встречным автомобилем при завершении маневра обгона (расстояние безопасности);
4 ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации - расстояние, пройденное встречным автомобилем за время совершения обгона обгоняющим автомобилем.


     

5.4.8.5 Методика расчета расстояний видимости и минимальных радиусов вертикальных кривых представлена в Приложении Б.
     

5.4.8.6 На однополосных дорогах расстояние видимости встречного автомобиля принимают из условий:
     
     - один автомобиль может доехать до кармана или разъезда до столкновения со встречным автомобилем;
     
     - два встречных автомобиля могут остановиться до столкновения друг с другом.
     
     Минимальное расстояние видимости встречного автомобиля на дорогах с одной полосой движения (VA и VБ категорий) назначают как удвоенное расстояние видимости по условию остановки (таблица 12).
     

5.4.9 Разъезды и карманы
     

5.4.9.1 Для обеспечения двухстороннего движения вне населенных пунктов, а также для разворота автомобилей на автомобильных дорогах с однополосной проезжей частью проектируют разъезды и карманы.
     
     Расстояния между разъездами и карманами вне населенных пунктов принимают равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 0,8 км. Пересечения и примыкания на автомобильных дорогах низкой категории служат местом для разъездов на однополосных дорогах.
     
     Разъезды проектируют на дорогах VA и VБ категориях (подъезды к промышленным предприятиям, месторождениям полезных ископаемых), на дорогах VA и VБ категории (подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, жилым районам, рекреационным зонам, фермам и сельскохозяйственным угодьям) предусматривают карманы. Как правило, карманы размещают и в зоне примыкания рисунок 2.
     
     

Рисунок 2 - Устройство разъездов и карманов

а) разъезд

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации

б) карман

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации

в) карман в зоне примыкания

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


Рисунок 2 - Устройство разъездов и карманов


     
     Ширину земляного полотна на разъездах принимают не менее 8 м для размещения двух полос движения (каждая 3,0 м) и двух обочин по 1,0 м, а наименьшую длину разъезда - не менее 30 м.
     
     Переход от однополосной проезжей части к двухполосной осуществляют на протяжении не менее 10 м.
     
     

5.5 Сочетание элементов плана, продольного и поперечного профиля

5.5.1 Трассу в пространстве проектируют как плавную линию, в которой соразмерно сочетаются прямые и кривые, горизонтальные участки и продольные уклоны. Исключают сочетания элементов, которые могут вызвать ошибочные действия водителей и привести к зрительным иллюзиям.
     

5.5.2 Рекомендуется на дорогах IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, при возможности, избегать в проектных решениях таких участков дорог, на которых сочетаются минимально допустимые элементы плана и продольного профиля.
     

5.5.3 Проектирование плана и продольного профиля дорог с НИД производят с минимальными объемами земляных работ, с минимальным количеством искусственных водопропускных сооружений. Одновременно на участках, где не требуется больших затрат, применяют принципы ландшафтного проектирования согласно СНиП 2.05.02-85 [1].
     

5.5.4 Не допускают при проектировании длинные прямые вставки в продольном профиле. При уклоне 70‰ длину прямой вставки принимают не более 300 м, при 80‰ - не более 200 м.
     
     

5.6 Прохождение дорог по улицам населенных пунктов

5.6.1 При прохождении дорог с НИД по населенным пунктам соблюдают рекомендации СНиП 2.07.01-89 [3]. Как правило, через населенные пункты проходят распределительные дороги и некоторые подъезды. Указанные дороги устраивают с твердым покрытием.
     

5.6.2 Тротуары или пешеходные дорожки проектируют на дорогах, проходящих через населенные пункты или вблизи населенных пунктов при наличии пешеходного движения с учетом рекомендаций ГОСТ Р 52766 и СНиП 35-01-2001 [4]. Проектные решения пешеходных дорожек и тротуаров предусматривают движение по ним инвалидов и граждан других маломобильных групп населения наравне с остальными категориями населения.
     
     Стандартную ширину пешеходных дорожек принимают 1,5 м, минимальную ширину - 1,0 м.
     

5.6.3 Пешеходные переходы через автомобильные дороги располагают через 200-300 м и проектируют в соответствии с ГОСТ Р 52766. В населенных пунктах протяженностью 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м.
     
     При этом пешеходные переходы, доступные для инвалидов и маломобильных групп населения, не ограничивают условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность и безопасность эксплуатации этих сооружений.
     
     С этой целью проектируют адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы, используемые всеми группами населения.
     
     При формировании системы пешеходных связей через проектируемую автомобильную дорогу учитывают специфику передвижения инвалидов различных категорий и маломобильных групп населения, прежде всего с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе пользующихся креслами-колясками и дополнительными опорами и с дефектами зрения, особенно с полной потерей зрения, пользующихся тростью для ощупывания дороги.
     
     В местах устройства бордюров, отделяющих тротуар от проезжей части дороги, для возможности беспрепятственного движения инвалидных колясок устраивают раструбные пандусы, рисунок 3. Ширина раструбного пандуса понизу составляет не менее 900 мм.

Рисунок 3 - Виды пандусов

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


Рисунок 3 - Виды пандусов

Переход раструбного пандуса от тротуара к проезжей части дороги принимают плоским без резких переходов. Максимальный продольный уклон пандуса от поверхности тротуара к проезжей части автомобильной дороги или водоотводного лотка (при его наличии) на пути передвижения инвалидов не превышает 1:20, рисунок 4.

Рисунок 4 - Максимальный продольный уклон пандуса от тротуара к поверхности проезжей части

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


Рисунок 4 - Максимальный продольный уклон пандуса от тротуара к поверхности проезжей части

Если пандус расположен на тротуаре, по которому осуществляется пешеходное движение поперек или он не разделен перилами или поручнем, то максимальный уклон расширяющейся стороны принимают не более 1:10.
     
     Для безопасности пешеходов в зимнее время наклонные поверхности раструбных пандусов имеют покрытие повышенной шероховатости.
     

5.6.4 Велосипедные дорожки устраивают за пределами проезжей части дорог с НИД при расчетной интенсивности движения велосипедистов 70 чел./ч и более. Продольный уклон велосипедных дорожек принимают не более 30‰. Максимальный уклон 60‰ допускают только на небольшом протяжении. Основные параметры велосипедных дорожек принимают по ГОСТ Р 52766.
     

5.6.5 На дорогах с НИД допускают использование обочины для движения пешеходов и велосипедистов. В этом случае при технико-экономическом обосновании ширину обочины увеличивают на ширину не менее 1,2 м и отделяют участок, предназначенный для пешеходного и велосипедного движения, от проезжей части разметкой и полосой безопасности шириной не менее 0,5 м.
     
     В сельских поселениях велосипедные дорожки совмещают с пешеходными. Ширину совмещенных пешеходных и велосипедных дорожек при наличии бордюра при технико-экономическом обосновании определяют по таблице 16 с учетом бокового предохранительного зазора. Для велосипедного движения ширина бокового предохранительного пространства составляет 0,25 м.
     
     
Таблица 16 - Ширина совмещенных пешеходных и велосипедных дорожек
     

Расчетная скорость движения, км/час

Ширина совмещенных пешеходных и велосипедных дорожек, м

1

2

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 50

3,00

50...70

3,25

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 70

3,50


     

5.6.6 На пересечениях с автомобильными дорогами велосипедные дорожки совмещают с пешеходными переходами.
     

5.6.7 При прохождении по населенным пунктам для обеспечения водоотвода и для безопасности движения применяют устройство бортового камня. Бордюр располагают на расстоянии 0,5 м от кромки проезжей части.
     
     Высоту бортового камня принимают равной 0,12 м (на искусственных сооружениях 0,15 м). При наличии дорожных ограждений высоту бортового камня принимают не более 0,07 м, а в местах пешеходных переходов понижают до 0,04 м. Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке принимают не менее 0,05 м.
     
     Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не превышает 0,04 м.
     

5.6.8 Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД в населенных пунктах приведены на рисунке 5.

Рисунок 5 - Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД, проходящие по населенным пунктам

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


а) Поперечные профили распределительных (IVA-p, IVБ-p категории) и подъездных (IVA-п, IVБ-п категории) автомобильных дорог

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


б) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог (VA, VБ категории)
Рисунок 5 - Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД, проходящие по населенным пунктам

5.6.9 Минимальные радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке проезжей части принимают не менее:
     
     - местного значения - 5 м;
     
     - на транспортных площадях - 12 м.
     
     В стесненных условиях местности и при реконструкции дорог радиусы закругления кромки тротуаров допускают уменьшать на транспортных площадях до 8 м.
     
     При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину каждой из полос движения на проезжей части улиц и дорог увеличивают на 1 м за счет уширения с внешней стороны проезжей части.
     
     При наличии в составе транспортного потока на дорогах IVA-p, IVБ-p, IVA-п, IVБ-п средств общественного транспорта (автобус) минимальные радиусы закругления устанавливают в соответствии с техническими условиями эксплуатации этих видов транспорта.
     
     

6 Проектирование пересечений и примыканий автомобильных дорог с НИД с другими дорогами и инженерными коммуникациями 6.1. Пересечения и примыкания автомобильных дорог

6.1.1 Дороги с НИД пересекают или к ним примыкают дороги и подъезды такой же категории или ниже.
     
     При примыкании и пересечении дорог к дорогам с НИД выбирают тип пересечения и примыкания простой необорудованный (см. рисунок 6).

Рисунок 6 - Простое необорудованное пересечение

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


Рисунок 6 - Простое необорудованное пересечение

Другим распространенным типом примыкания является частный проезд к дому или другой собственности. Минимальные радиусы закругления принимают 6 м или более, в зависимости от характеристик транспортного средства. Минимальную ширину принимают 3 м.
     
     В зоне проезда обеспечивают видимость из условия остановки.
     
     Типичный частный проезд показан на рисунке 7.

Рисунок 7 - Частный проезд

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


Рисунок 7 - Частный проезд

6.1.2 Пересекающиеся дороги разделяют на главную и второстепенную. Планировкой пересечения и средствами организации движения подчеркивают преимущественные условия проезда по главной дороге.
     

6.1.3 Пересечения в одном уровне проектируют при угле между главной и пересекающей дорогой от 60° до 90°. Наиболее удачные планировочные решения обеспечивают следующие углы: для пересечений - 90°, для примыканий от 90° до 75°.
     

6.1.4 Пересечения в одном уровне, по возможности, располагают на прямой в плане и в продольном профиле - на прямой или на вогнутой вертикальной кривой. Проектирование пересечений и примыканий на участке выпуклой кривой в продольном профиле и с внутренней стороны закруглений в плане при не обеспеченной видимости не допускают.
     

6.1.5 Продольный уклон дорог на подходах к пересечениям и примыканиям на протяжении расстояний видимости для остановки автомобиля не превышает на дорогах IVA-p, IVБ-p, IVA-п, IVБ-п категории 40‰, на дорогах VA и VБ - 60‰.
     

6.1.6 Наименьший радиус кривых при сопряжении дорог в местах пересечений и примыканий принимают 15 м. На дорогах IVA-п и IVБ-п при движении автопоездов (более 25% в составе потока) радиусы кривых на съездах увеличивают до 30 м.
     

6.1.7 Сопряжение дорог в одном уровне выполняют с применением переходных кривых.
     
     
Таблица 17 - Наименьшая длина переходной кривой съездов
     

Радиус круговой кривой, м

Наименьшая длина переходной кривой, м

Входной

Выходной

30

17

15

25

18

17

20

19

17

15

20

19


     
     На дорогах с НИД вместо переходных кривых применяют и двухзвеньевые коробовые кривые (Рисунок 8).

Рисунок 8 - Элементы коробовой кривой

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


Рисунок 8 - Элементы коробовой кривой

6.1.8 Все съезды и въезды на подходах к дорогам низкой интенсивности движения имеют тот же вид покрытия, что и основная дорога, на протяжении 25 м.
     
     
Таблица 18 - Двухзвеньевая коробовая кривая
     

Угол поворота, град

Входная кривая ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации , м

Выходная кривая ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации , м

1

2

3

45

30

15

90

20

10

135

16

8


     

6.1.9 Пересечения и примыкания автомобильных дорог проектируют на участках с обеспеченной видимостью на главной и второстепенной дороге.
     
     При выезде со съезда обеспечивают видимость полосы движения дороги, к которой примыкает съезд, достаточную не только для безопасного торможения перед возможным препятствием, но и для оценки необходимого для вливания интервала между автомобилями. Размеры треугольника видимости изображены на Рисунке 9.

Рисунок 9 - Параметры треугольника видимости на участках съездов

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


Рисунок 9 - Параметры треугольника видимости на участках съездов (в скобках указаны расстояния, принимаемые в стесненных условиях)

Боковое расстояние видимости на съездах принимают не менее 15 м при расчетных скоростях до 60 км/ч и 20 м - более 60 км/ч.
     
     При проектировании пересечений в одном уровне минимальные расстояния видимости назначают из условий обеспечения достаточного времени для опознания водителем дорожной ситуации, принятия им решения и выполнения безопасного маневра, а также времени, необходимого другому автомобилю, создающему угрозу дорожно-транспортного происшествия для завершения начатого им маневра.
     
     Вычисление этих минимальных расстояний видимости производят по методике, приведенной в Приложении В.
     
     При продольных уклонах, на пересекающихся дорогах превышающих 3% значение минимального расстояния видимости, увеличивают на 10%.
     
     Наименьшее расстояние видимости из условий остановки на нерегулируемом перекрестке (Рисунок 10) обеспечивают видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,0 м от поверхности проезжей части.

Рисунок 10 - Схема расчета минимального расстояния боковой видимости на нерегулируемых пересечениях в одном уровне

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


Рисунок 10 - Схема расчета минимального расстояния боковой видимости на нерегулируемых пересечениях в одном уровне

В пределах зоны пересечения, ограниченной линией зрения (Рисунок 9), не допускают препятствий, ограничивающих боковую видимость.
     

6.1.10 Переходно-скоростные полосы как элемент планировочного решения предусматривают на дорогах IVA-p категории на съездах к площадкам отдыха, стоянкам и объектам сервиса, устраиваемым при технико-экономическом обосновании. Перечисленные объекты проектируют в малоосвоенных районах также на распределительных дорогах IVA-p категории протяженностью более 100 км.
     
     На съездах и выездах к площадкам отдыха и объектам сервиса, на автобусных остановках наряду с параллельными, отдают предпочтение применению клиновидных переходно-скоростных полос полной длины, равной сумме длин полосы торможения (разгона) и отгона согласно таблице 19 (Рисунок 11).
     
     

Рисунок 11 - Типы переходно-скоростных полос

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


а - клиновидная; б - параллельная;
Рисунок 11 - Типы переходно-скоростных полос

Ширину переходно-скоростных назначают равной ширине основных полос проезжей части. Длину переходно-скоростных полос принимают по таблице 19.
     
     
Таблица 19 - Длина переходно-скоростных полос
     

Продольный уклон, ‰

Длина полосы полной ширины

Длина отгона полос разгона и торможения

на спуске

на подъеме

для разгона

для торможения

40

-

30

50

30

20

-

35

45

30

0

0

40

40

30

-

20

45

35

30

-

40

50

30

30


     
     Устройство отгона полос торможения начинают с уступов в плане 0,5 м для четкого выделения начала полосы торможения. При выезде со съезда обеспечивают видимость окончания переходно-скоростной полосы.
     
     

6.2 Пересечения с железными дорогами

6.2.1 Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами проектируют, как правило, вне пределов станций и путей маневрового движения преимущественно на прямых участках пересекающихся дорог. Острый угол между пресекающимися дорогами в одном уровне принимают не менее 60°.
     

6.2.2 Пересечения автомобильных дорог с НИД категорий IVA-p, IVA-п, IVБ-п с железными дорогами проектируют в разных уровнях исходя из условий обеспечения безопасности движения при:
     
     - пересечении трех и более главных железнодорожных путей или когда пересечение располагается на участках железных дорог со скоростным (свыше 120 км/ч) движением или при интенсивности движения более 100 поездов в сутки;
     
     - проложении пересекаемых железных дорог в выемках, а также в случаях, когда невозможно обеспечить минимальные нормы видимости;
     
     - при пересечении с главными железнодорожными путями или на участках железных дорог со скоростным движением.
     
     При среднегодовой суточной интенсивности движения от 100 до 250 авт./сут на автомобильных дорог IVA-p, IVA-п, IVБ-п категорий их пересечения с железными дорогами в одном или разных уровнях принимают на основе технико-экономического обоснования.
     

6.2.3 При проектировании неохраняемых пересечений автомобильных дорог с железными дорогами в одном уровне обеспечивают минимальное расстояние видимости в соответствии со схемой на Рисунке 12.

Рисунок 12 - Схема расчета минимального расстояния видимости на пересечении с железной дорогой

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации


Рисунок 12 - Схема расчета минимального расстояния видимости на пересечении с железной дорогой

Расчет минимального расстояния видимости на железнодорожном переезде выполняют исходя из расчетной высоты глаз водителя над поверхностью дороги - 1,00 м, высоты препятствия - 0,2 м, времени реакции водителя - 1,5 сек и высоты глаз машиниста приближающегося поезда - 1,33 м.
     
     Расстояния видимости вдоль автомобильной дороги до пересечения с железной дорогой и расстояния видимости вдоль железной дороги до пересечения с автомобильной дорогой представлены в таблице 20.
     
     
Таблица 20 - Минимальное расстояние видимости из условия остановки на пересечении с железной дорогой
     

Скорость поезда, км/час

Расчетная скорость автомобиля, км/час

10

20

30

40

50

60

70

80

Расстояние видимости вдоль автомобильной дороги до пересечения с железной дорогой (ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации ), м

13

23

35

50

67

87

112

144

Расстояние вдоль железной дороги до пересечения с автомобильной дорогой (ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации ), м

10

39

39

75

123

309

174

207

267

20

24

40

76

115

196

179

208

249

30

21

116

77

113

164

386

213

244

40

19

73

80

113

153

245

219

246

50

19

62

193

116

150

206

463

251

60

19

57

122

120

151

192

224

259

70

19

56

103

270

155

188

247

540

80

20

57

96

171

160

189

230

343

90

77

58

94

144

347

193

225

288

100

49

60

95

134

220

199

227

268

110

41

154

97

131

185

425

232

263

120

38

98

100

132

172

269

239

265

130

38

82

232

135

169

226

502

271

140

38

77

147

140

170

211

318

279


     

6.2.4 Ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях в одном уровне с железными дорогами принимают равной ширине проезжей части дороги на подходах к пересечениям, а на автомобильных дорогах VA и VБ категорий - не менее 6,0 м на расстоянии 200 м в обе стороны от переезда.
     

6.2.5 Автомобильная дорога на протяжении не менее 2 м от крайнего рельса имеет в продольном профиле горизонтальную площадку, кривую большого радиуса или уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение располагается в месте закругления железной дороги.
     

6.2.6 Подходы автомобильной дороги к пересечению на протяжении 50 м проектируют с продольным уклоном не более 30‰.
     

6.2.7 Пересечения в одном уровне оборудуют необходимыми средствами регулирования дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 52289.
     
     Ограждающие тумбы и столбы шлагбаумов на пересечениях располагают на расстоянии не менее 0,75 м, а стойки габаритных ворот - на расстоянии не менее 1,75 м от кромки проезжей части.
     
     В пределах зоны видимости у пересечения посадку деревьев или застройку не допускают, а имеющиеся препятствия устраняют.
     
     

6.3 Пересечения автомобильными дорогами инженерных коммуникаций

6.3.1 Пересечения автомобильных дорог с трубопроводами (водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, теплофикационные трубопроводы и т.п.), а также с кабелями линий связи и электропередачи предусматривают с соблюдением рекомендаций соответствующих нормативных документов на проектирование этих коммуникаций.
     

6.3.2 Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами проектируют, как правило, под прямым углом. Прокладку этих коммуникаций (кроме мест пересечений) под насыпями дорог не допускают.
     

6.3.3 Вертикальное расстояние от проводов воздушных телефонных и телеграфных линий до проезжей части в местах пересечений автомобильных дорог, расположение опор воздушных линий электропередачи, а также телефонных и телеграфных линий принимают по ГОСТ Р 52748.
     

6.3.4 Вертикальное расстояние от проводов воздушных линий связи до проезжей части дорог принимают не менее, м:
     
     - 6,0 - для радиолиний 1 класса;
     
     - 5,5 - для прочих линий связи.
     

6.3.5 Вертикальное расстояние от проводов воздушных линий электропередачи до проезжей части дорог принимают по СНиП 2.05.02-85.
     

6.3.6 Наименьшее расстояние от бровки земляного полотна до опор высоковольтных линий электропередачи, расположенных параллельно автомобильным дорогам, принимают равным высоте опор плюс 5 м. Опоры воздушных линий электропередачи, а также телефонных и телеграфных линий при их расположении в стесненных условиях, на застроенных территориях, в ущельях и т.п. располагают на удалении согласно рекомендаций СНиП 2.05.02-85.
     

6.3.7 Охранные зоны электрических сетей напряжением свыше 1,0 кВ устанавливают в соответствии со СНиП 2.05.02-85.
     
     

7 Возведение земляного полотна 7.1 Грунты земляного полотна

7.1.1 На дорогах с НИД предусматривается максимальное использование местных грунтов.
     

7.1.2 Грунты, используемые в дорожном строительстве, классифицируют в соответствии с ГОСТ 25100 и подразделяют по характеру и степени засоления, набухаемости, льдистости и просадочности при оттаивании, составу (глинистые грунты), степени увлажнения в соответствии с приложением 2 к СНиП 2.05.02-85 [1]. Грунты дополнительно подразделяют по степени пучинистости при замерзании в соответствии с таблицей 21.
     
     
Таблица 21 - Подразделение грунтов по степени пучинистости при замерзании
     

Грунт

Группа грунта по степени пучинистости

Тип местности по характеру и степени увлажнения

Относительное морозное пучение при глубине промерзания 1,5 м

1

2

3

4

Песок гравелистый крупный и средней крупности с содержанием частиц размером менее 0,05 мм до 2%

I
(непучинистый)

1ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 3

не более 1

Песок гравелистый крупный, средней крупности с содержанием частиц размером менее 0,05 мм от 2% и мелкий с содержанием частиц размером менее 0,05 мм до 2%

I
(непучинистый)

1

не более 1

II
(слабопучинистый)

2, 3

1ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 2

Песок мелкий с содержанием частиц размером менее 0,05 мм от 2% до 15%, супесь лёгкая крупная

II
(слабопучинистый)

1

1ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 2

2

2ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 4

Песок пылеватый, супесь пылеватая, суглинок тяжёлый пылеватый

II
(слабопучинистый)

1

2ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 4

IV
(сильнопучинистый)

2, 3

7ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 10

Супесь лёгкая

II
(слабопучинистый)

1

1ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации 2

Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до Схема проезда и расстояние на автомобиле от и до

Тоже читают:



Как сделать несмывашку для кончиков волос

1 года свадьбы какая свадьба поздравления

Тексты православных поздравлений с днем ангела6

Ваз 21074 инжекторного двигателя схема

Пасхальный венок своими руками к пасхе